На самом деле, чтобы превратиться из человека в животное, не нужно ничего особенного: просто не выделяться, быть как все и всегда прислушиваться к зову природы, а не к голосу морали. И уже очень скоро ваша кожа позеленеет и затвердеет, а «шишка на лбу превратится в рог носорога», и появится в речи до боли знакомый звериный рык. Ведь «если нравится быть носорогом, если это доставляет удовольствие?», то почему бы им не стать однажды?!
Голос прошлого неожиданно ярко зазвучал в настоящем. Несмотря на то, что пьеса написана драматургом в 1959 году, спустя несколько лет после окончания Второй мировой войны, - тогда общество в пьесе француза Ионеско увидело в первую очередь антифашистскую направленность, где в бегущем стаде носорогов угадывалось сравнение со штурмовиками, актуальности она не теряет и в наши дни, ведь за внешними нагромождениями ирреальных сцен («Носорог на свободе бегает по городу. И вас это не удивляет») скрывается сложное философское отношение к миру и к жизни: что есть человек в этом мире?!
Абсурдный театр вчера = Страшная действительность сегодня. Люди очень легко становятся носорогами, ведь носорог есть в каждом из нас, остается его только вовремя разбудить, дать ему возможность захватить все человеческое изнутри, и потом это животное уже спокойно, без каких – либо затруднений, выползет наружу. Так рождается «целое стадо носорогов», которое заполоняет дома, улицы, площади, города. Все в это втянуты, «ведь у каждого из нас среди носорогов — у кого близкие родственники, у кого друзья. Никто не удивляется, что по улицам носятся стада носорогов. Люди сторонятся при встрече с ними, уступают дорогу, а потом идут дальше, кто по делам, кто гуляет, как ни в чем не бывало».
Так или иначе Ионеско оставляет человечеству надежду на возрождение в лице пьяницы Беранже: «Горе тому, кто хочет сохранить своеобразие! Ну что ж, делать нечего! Буду защищаться! Я буду защищаться, буду защищаться! Один против всех! Я последний человек, и я останусь человеком до конца! Я не сдамся!» Ему предстоит идти долгой дорогой; ведь путь человека – путь трудный, путь полный отчаяния, преград, лишений, сомнений, ведь ежеминутно приходится бороться против системы, против аномалий, против «оносороживанья».
Психиатрическая лечебница вместо бакалеи, медицинский персонал в хиджабах, крутящийся зрительный зал и, конечно, главные действующие лица – носороги - все это ждет петербуржцев в новой постановке Н. Рощина и А. Калинина на сцене ТЮЗа им. Брянцева. Спектакль чужд сентиментальности, постановка безжалостная и надрывная (так хотел режиссер), и она точно не оставит никого из пришедших равнодушным.