Организация жилого пространства в это время претерпевает изменения, которые повлияли на общую систему организации жилого пространства в целом. Интерьер эпохи классицизма подчинен архитектурным законам. Мебель в нем располагалась вдоль стен, и создавала единую композицию с общим архитектурно-декоративным решением. Эти законы были общими для всех интерьеров, как дворцов, так и небогатых усадеб. В таком интерьере мебель строгих прямолинейных очертаний была рассчитана на восприятие с фасада. Новые требования к интерьеру, которые заключались в создании удобства и уюта, требовали в расстановке мебели больше свободы. Теперь диваны, кресла и стулья должны были просматриваться со всех сторон. И в связи с этим в 1820 г. появились стулья с «боковой рамой», придуманные и изготовленные В.П. Стасовым. Эта мебель, иногда декорированная резьбой, широко распространилась в интерьерах дворцовых и усадебных гостиных.
Каждый предмет из числа ранее существовавших и вновь созданных, получил огромное количество вариантов. Но, несмотря на большой ассортимент форм, и украшений в целом в мебели проявлялось единство стиля. Благодаря этому предметы, взятые из разных гарнитуров, перестали не соответствовать друг другу, а стали составлять единый ансамбль.
Наименование предметов мебели значительно увеличилось. В быту стали использоваться разнообразные шкафы для посуды: буфет, сервант, горка. Особенно популярными предметами мебели стали: витрина и шкаф для книг. Гостиные украшались скульптурами и комнатными цветами, которые ставили на специальные подставки. Также в интерьере присутствовали столики в виде треножников и длинные кушетки для отдыха. Появилась новая разновидность обеденного стола, которая получила название «сороконожка».
Особенно большое значение придавали декоративным качествам древесины. Яркость ее цвета и выявление текстуры являлось художественной ценностью внешней отделки предметов. Поэтому мастера уделяли большое внимание декоративной фанеровке мебели.
Применяли также резьбу с позолотой и отделанную под бронзу с тонировкой, золоченую лепнину из левкаса и детали из чеканной бронзы.
При украшении мебели использовались изображения оружия и веток или венков из дуба и лавра. Орнамент заимствовали из искусства Древнего Египта и античности. Особое место занимали резные плоскорельефные формы, выполненные как накладные или на массиве из той же древесины, что и украшаемый предмет мебели, или из другой, гармонично подобранной. Например, мебель, изготовленная из березы карельской с желтоватой поверхностью, была украшена накладной резьбой из розоватой мореной груши. Для обивки мебели использовали атлас, штоф, репс, бархат, а также полушерстяные сукна и ситец. Употребляли гладкие ткани зеленого, синего, желтого, голубого цвета, полосатые в два или три цвета и с растительным узором.
Бытовая мебель отличается строгостью и изящной простотой, гармонией пропорций и красотой силуэта. Мебель эта была очень удобной, уютной, в ней чувствовалась творческая индивидуальность архитекторов и мастеров-мебельщиков.
Резюмируя все вышесказанное в развитии дворцово-усадебного интерьера в России можно отметить, что общей чертой мебели является подчеркнутая прямолинейность форм, простота, строгость и выразительность. Гармоничность и пропорциональность составляет основную художественную ценность.