Страхование грузов – это один из видов страхования имущества, который подразумевает под собой ответственность грузоперевозчика перед отправителем груза за его сохранность в процессе транспортировки и доставки. Не стоит забывать и о самом транспортном средстве и каско недорого. Российские страховщики подчиняются в своей деятельности и оформлении договоров страхования международным правилам страхования грузов. Основные типы страхования:
- Страхование грузов от всех видов риска, за исключением предусмотренных договором (например, обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, повреждение в результате стихийных бедствий и проч.);
- Страхование грузов от определенных договором видов риска (например, только от пожара, или только от несчастных случаев).
Владелец груза по согласованию с перевозчиком и страховой компанией может застраховать и те риски, которые не являются обыкновенными по этим двум пунктам. Например, можно застраховаться от порчи груза в результате военных действий. Если груз перевозится по одному и тому же маршруту, одинаковыми партиями, при одинаковых условиях, страхование происходит по генеральному полису, к которому возможно оформление дополнительных соглашений.
В России, в отличие от Европы, общий объем застрахованных грузов, по отношению к общему объему перевозок составляет не более 10 % при перемещениях внутри страны, и около 90% - при экспортно-импортных операциях. Причин для такой существенной разницы несколько:
- Перевозки внутри страны в большей степени осуществляются небольшими предприятиями и компаниями-розничными продавцами, которые мотивируют отказ от страхования небольшими объемами перевозок в разных направлениях. В этом случае оформление генерального полиса невозможно, а страхование каждой партии в отдельности требует много времени.
- Огромная часть продавцов передает товар покупателю внутри России по системе самовывоза, тем самым перекладывая ответственность за сохранность груза на самого покупателя или транспортную компанию, которая заключила договор с покупателем. В этом случае процедура страхования должна производиться покупателем, который зачастую не присутствует при погрузке товара и не может отследить её качество. Иногда в этом случае покупатель надеется на договор страхования ответственности перевозчика.
- Наличие договора страхования ответственности перевозчика. Многие участники рынка воспринимают этот договор как страхование от потери при доставке грузов получателю. Однако, такой договор защищает, прежде всего, ответственность перевозчика, а не сам груз. В случае повреждения или утраты товара, принятого к перевозке, покупатель может и не получить выплаты.
Одним из существенных отличий рынка страхования грузов России от других стран является его дороговизна по усредненным значениям. Большая часть рынка обслуживается автомобильным транспортом, как наиболее дешевым. При этом, такой вид перевозок является и самым высокорисковым с точки зрения потери груза. Этому способствуют и огромные расстояния, на которые производится транспортировка (один из самых существенных факторов, учитываемых при расчете тарифа страхования), и неудовлетворительное состояние большей части дорог России (повышается вероятность наступления страхового события в результате дорожно-транспортного происшествия). Также страховая компания учитывает дополнительные риски порчи груза в связи в высоким уровнем преступности в некоторых регионах России, а также посягательств не столько на кражу имущества, сколько на его порчу. Также стоит закладывать в тариф банальное мошенничество перевозчика, особенно если с целью экономии бизнес пользуется услугами небольших непроверенных компаний.