- Алексей, чем, на ваш взгляд, отличалась программа «Брянцевского фестиваля»-2015 от прошлогодней?
- Мне показалось, что в этом году сильных и интересных работ было куда больше, чем в прошлом. А сам фестиваль явно развивается и набирает в качестве. Думаю, жюри было непросто определиться с выбором, потому что сразу несколько спектаклей заслуженно претендовали на лавры победителя.
Радует и то, что все достойные внимания работы жанрово очень разные – это говорит о том, что инструментарий руководителей и участников детских театральных коллективов совершенствуется. Мы увидели все виды театра, вплоть до кукольного (этот прием был частично использован в спектакле «Путешествие Нильса с дикими гусями» театра «ЗАДВЕРЬЕ»).
- Как вам кажется, насколько любительские постановки в исполнении юных актеров отражают модные тенденции современного «взрослого» театра?
- Пока я не вижу прямой зависимости представленных в этом году работ от театральной моды. Хотя в программе был интересный спектакль «Все, кроме любви…» в духе «новой драмы», поставленный по пьесам Е.Ткачевой и В.Леванова театральной студией «На Пушкинской» из Воронежа. По словам ее руководителя, сами дети предложили эти тексты к постановке. Так что современный театр по-разному находит дорогу в любительские коллективы. С другой стороны, здесь какие-то театральные ценности сохраняются в неприкосновенном виде. Чудесным образом то, что во взрослом театре кажется неактуальным, в детском исполнении по-прежнему выглядит свежо и ярко. Хотя и тут даже в подаче классического материала все охотнее отдают дань театральной условности. Интересно, что в программе было сразу три спектакля, решенных открытым скоморошьим ходом. Это «Волшебное кольцо» по сказам Б.Шергина (театр «Леля» ДДТ «Олимп» Выборгского района), «Конек-Горбунок. Часть I» («6-а класс» Детской театральной школы из Мурманска) и «Сказка о Золотом петрушке» (детская студия театра «Зазеркалье»). Но один и тот же, казалось бы, игровой прием дал три совершенно разных художественных результата.
Очевидно, что уважительный интерес к классическому литературному материалу в большей степени характерен сегодня для театра любительского, чем для профессионального. И это хорошо. Далеко заходящая экспериментальность детскому театру не нужна. Мы имеем дело с растущими организмами, и педагогическая составляющая в таких коллективах очень важна. Детям сначала надо все в работе над спектаклем разложить по полочкам: что за автор, что за персонажи и в каких они состоят отношениях – характер, посыл, драматургия, действие и противодействие… И если взрослый театр позволяет себе отказываться от логики в построении художественного продукта, детский - никогда от этого не откажется. Потому что это дети.
- Вы ведь не член жюри, так что я не погрешу против правил, если спрошу, какие спектакли вас «зацепили» больше других?
- Начну список с постановки «Разсказы» (студия «Дуэт» Московского района), которая являет собой умелый монтаж ранних чеховских рассказов. Их объединяет сквозной образ «поезда жизни», который промчался мимо героя, оставив его в финале размышлять на перроне о мимолетности сущего, о человеческом одиночестве. Театр-студия «Отражение» представила неожиданную режиссерскую интерпретацию пьесы «Васса Железнова», где происходит ожесточенная схватка сильных и страшных женских характеров. Традиционный грузинский театр с его родовыми чертами - статуарностью и сдержанностью, но и невероятной наполненностью, с внутренним кипением – предъявил нам коллектив «Театрали» из Тбилиси в спектакле «Бахтриони». Очень нестандартную композицию на военную тему «Спой ты мне про войну…» показал школьный театр «Феникс» Приморского района.
Удивительное сочетание страшной правды о войне с вполне патриотическим настроением спектакля оставляет сильное впечатление.
Беседовала Татьяна Позняк