ента новостей

02:23
Петербургская шахматистка Анастасия Боднарук по итогам 6-го тура Высшей лиги входит в лидирующую пятёрку вместе с Ковалевской, Потаповой, Войт и Гольцевой
01:34
В 6-м туре Высшей лиги петербургский гроссмейстер Сергей Лобанов получил мат слоном и конём на 159-м ходу, а лидируют Захарцов, Ильюшенок и Понкратов, у которых по 4,5 очка
21:10
Андрей Рублёв и Карен Хачанов пробились в 3-й круг Уимблдона, а темой всеобщего обсуждения стал «звездопад»: вылетели Александр Зверев и Кори Гауфф
17:24
Фестиваль «Окна открой!» – 2025
17:08
Федеральную трассу «Кола» в Ленобласти полностью перекроют на два часа
12:51
В Петербурге определены лауреаты Молодёжной премии Санкт‑Петербурга
12:41
Гостями Бала медалистов стали выпускники из Мариуполя и кубинские школьники
12:33
В Петербурге задержали 16-летнего подозреваемого в мошенничестве в отношении пенсионера
12:29
В Ленобласти ищут стрелка по окнам в деревне Торошковичи
12:20
В Госдуму внесен законопроект об усилении уголовной ответственности для иноагентов
12:11
Бизнесмена из Петербурга уличили в мошенничестве на 46 млн рублей
10:22
VI Международный Кинофестиваль духовно-нравственного кино «ПОД ПОКРОВОМ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ТИХВИНСКАЯ»
10:15
Мигранты продолжат работать в такси
10:05
В Петербурге подросток в кафе угрожал мужчине игрушечным пистолетом
09:54
В Петербурге оперативники при обыске по делу о мошенничестве изъяли мефедрон
09:50
Беспилотный транспорт в Ленобласти: готовится тестирование
09:12
Растет число абитуриентов в петербургских вузах
09:05
Петербург в тройке лидеров по числу самозапретов на кредиты
01:09
В 5-м туре Высшей лиги выиграли свои партии сразу шесть петербургских шахматисток – Боднарук, Карманова, Гетьман, Кузнецова, Овод и Шишкарёва
20:43
В 5-м туре шахматной Высшей лиги в Липецке Дмитрий Кокарев победил Ярослава Ремизова в «уральском дерби», а лидирует Павел Понкратов – 4 очка
20:06
Мирра Андреева сумела пробиться во второй круг Уимблдона, победив Маяр Шериф из Египта в двух партиях
20:05
На трассе «Кола» на два месяца ограничат пропускную способность на двух путепроводах одновременно
20:03
В Кронштадте пройдет военно-исторический фестиваль «Броня Первой мировой»
11:52
в Ленобласти на трассе «Нарва» на месяц введут реверсивное движение
11:47
Ладожский мост разведут для прохода брига «Россия»
11:12
В Дубровке ищут хулигана, стрелявшего по окнам дома
10:53
В Петербурге школьник выстрелил из пневматики в воздух и попал в пенсионерку
10:09
В Петербурге 12-летняя девочка стала жертвой мошеннической схемы
10:06
На Пулковском шоссе в ДТП погиб байкер
09:56
Израильское генконсульство снова заработало
Все новости
Питерец.ру » Культура » Эрмитаж и ПНТ запустили программу по реставрации картин

Эрмитаж и ПНТ запустили программу по реставрации картин

Фото:
Яндекс
«Великие женщины Российского императорского двора» совместная реставрационная программа Государственного Эрмитажа и компании «Петербургский нефтяной терминал»

11 марта 2021 года Государственный Эрмитаж и компания «Петербургский нефтяной терминал» (АО «ПНТ») представляют совместную долгосрочную программу по реставрации портретов из собрания Государственного Эрмитажа. Онлайн-конференция, приуроченная к Международному женскому дню, посвящена проекту сохранения живописных портретов представительниц императорской семьи Романовых «Великие женщины Российского Императорского двора».

Портреты членов царствующей семьи Российский императорский двор заказывал всегда у лучших художников. Коллекция женских портретов наиболее активно пополнялась в XVIII веке, который можно назвать веком женского правления в истории России, когда почти 70 лет на престоле находились императрицы. Несколько десятков женских портретов, как правило, большеформатных картин, тогда украшали залы Зимнего дворца – бывшей императорской резиденции. В наше время эти произведения занимают одно из важных мест в коллекции Государственного Эрмитажа, но не все они сейчас находятся в постоянной экспозиции.

Первой отреставрированной картиной в рамках проекта стал портрет императрицы Екатерины II кисти Пьера-Этьена Фальконе, который в декабре 2019 года уже был представлен на выставке «Это сам Потемкин!» в Эрмитаже. В данный момент реставраторы Эрмитажа работают над картиной французской художницы Элизабет Виже-Лебрен, где изображена императрица Мария Федоровна.

«Сейчас интерес к этим работам очень высок, и многие из них, например, портрет Екатерины Великой кисти Фальконе, по праву займут место в постоянной экспозиции Эрмитажа. К сожалению, это невозможно без кропотливой работы по реставрации полотен – долгие годы на валах повредили картины. К счастью, ущерб восполним. – прокомментировал сотрудничество Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа. – После завершения реставрации портрета Марии Федоровны мы будем продолжать совместную работу. Хранители уже занимаются подбором полотна для нового проекта в рамках программы».
«Два года назад мы объявили о начале совместных проектов с Государственным Эрмитажем, уже тогда мы понимали, что это начало долгой дружбы. Мы всегда старались внести свой вклад в сохранение и развитие российского и мирового культурного наследия и программа по реставрации шедевров из эрмитажной коллекции – логичное продолжение этой политики. Мы планируем и дальше поддерживать проекты по сохранению истории и в будущем», – отметил председатель совета директоров АО «ПНТ» Михаил Скигин.

Портрет Екатерины Великой исполнил Пьер-Этьен Фальконе, сын знаменитого скульптора – создателя Медного всадника. Благодаря протекции отца он получил престижный заказ написать портреты императрицы Екатерины II, великого князя Павла Петровича и его супруги Наталии Алексеевны. В это время по задумке императрицы в Чесменском дворце создавалась галерея портретов европейских монархов.

Портрет чрезвычайно интересен как редкий иконографический тип. Он выделяется мягкостью выражения лица императрицы, не присущей официальным парадным образам монарха. Екатерина изображена в нарядном платье, которое украшают ленты и звезды двух высших российских орденов – святого Андрея Первозванного и святого Георгия. При этом императрица опирается правой рукой не на трон или стол с регалиями, а на обычное кресло, на котором привольно расположилась ее любимая левретка.

При поступлении в Лабораторию научной реставрации станковой живописи Эрмитажа картина была в достаточно плохой сохранности – наблюдались деформации холста, повреждения красочного слоя. Авторскую живопись покрывал слой разновременных лаков, которые сильно потемнели и пожелтели, существенно изменив колорит картины. Оригинальная живопись была частично скрыта под многочисленными поздними записями и прописками. Художники-реставраторы укрепили холст и красочный слой, утоньшили потемневший лак и удалили поздние прописи. В результате были выявлены яркий колорит и живописные достоинства портрета, а также открыты авторская подпись Пьера Этьена Фальконе и год создания картины – 1774, ранее подпись не читалась из-за потемневших лаковых слоев.

Перед реставрацией полотно было исследовано. Изучение картины в инфракрасных лучах дало неожиданные результаты. Например, под изображением Екатерины II обнаружен незаконченный вариант многофигурной композиции на античный сюжет. Вероятно, художник использовал холст с уже начатой картиной, написав поверх портрет императрицы.

Сейчас сотрудники Лаборатории работают над портретом Марии Федоровны кисти Элизабет Виже-Лебрен. Мария Федоровна – урожденная принцесса Вюртемберг-Штутгартская София-Доротея, с 1776 года – вторая жена великого князя Павла Петровича (императора Павла I), мать двух российских императоров – Александра I и Николая I.

Портрет выполнен по заказу императора Павла I. Мария Федоровна изображена в парадном придворном платье с орденом Святой Екатерины и черной лентой Мальтийского ордена. До 1918 года картина вместе с другими портретами членов императорской семьи находилась в Романовской галерее Зимнего дворца. В 1941 году полотно было накатано на вал и отправлено в эвакуацию в Свердловск, и оставалось на валу и после возвращения в Эрмитаж.

После снятия картины с вала реставраторы обнаружили сильные деформации и изломы холста, а также местами осыпающийся красочный слой. Исследование в свете видимой ультрафиолетовой люминесценции показало многочисленные поздние прописки и записи, лежащие в лаковых слоях.

На первом этапе работы реставраторы укрепили красочный слой и грунт; устранили деформации холста, натянули картину на новый подрамник. Подобные процедуры позволяют предотвратить дальнейшие разрушения и укрепить все элементы структуры произведения.

После раскрытия живописи от поздних наслоений проявился авторский колорит, стали видны цветовые отношения оригинальной живописи, присущие знаменитой художнице. В настоящее время идет работа над завершающим этапом – восполнением утрат красочного слоя для восстановления эстетической целостности и экспозиционного вида картины.

Работы провели:

Алексей Сергеевич Никольский, художник-реставратор высшей категории Лаборатории научной реставрации станковой живописи Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа;

Андрей Викторович Цветков, художник-реставратор I категории художник-реставратор высшей категории Лаборатории научной реставрации станковой живописи Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа.

Хранитель:

Екатерина Вадимовна Дерябина, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Источник: Эрмитаж

Добавьте комментарий

Войти через

Похожие публикации

Наверх