Суть нововведений
Концепция призвана переложить ответственность за досрочные выплаты с плеч государства на самих работодателей, стимулируя компании самостоятельно формировать такие выплаты в обмен на налоговые льготы.
Ключевой идеей разработчиков концепции являлось то, что досрочные пенсии для работников вредных производств являются своего рода компенсацией за неблагоприятные условия труда. При этом рабочие места создаются самим работодателем, и он может иметь возможность улучшить условия труда, к чему реформа должна также подтолкнуть фирмы.
Для участия в пенсионной программе для «досрочников», а также для получения налоговых льгот, компании необходимо заключить договор с негосударственным пенсионным фондом. После того, как компания присоединилась к программе, государство снимает с себя обязательства по выплате пенсий работникам этой компании до момента достижения ими «обычного» пенсионного возраста.
Концепция предусматривает также возможность будущим «досрочникам» самостоятельно вносить средства в НПФ в счёт будущей досрочной пенсии, причём государство обещает софинансировать такие взносы в соотношении один к четырём. Льгота для работодателей будет состоять в том, что средства, потраченные в рамках данной программы – то есть внесённые в выбранный НПФ с целью формирования фонда выплат досрочных пенсий, будут относится к расходам на оплату труда с повышающим коэффициентом 2, что приведёт к снижению фактических выплат по налогу на прибыль.
Планируется, что предложенная концепция будет внедряться в два этапа: в 2015 году произойдёт частичное внедрение нового механизма, а уже с 2016 года он должен быть полностью запущен.
По оценкам Минздрава на конец 2010 года в России приблизительно каждый третий пенсионер (а это больше 10 млн. человек) вышел на пенсию досрочно.
Внедрение концепции актуально для пенсионной системы
О том, как применение предложенной концепции повлияет на российскую пенсионную систему и российских работодателей, корреспонденту «Деловых Новостей» рассказал Сергей Бровчак, эксперт по пенсионному законодательству.
«Внедрение данной концепции является, на мой взгляд, весьма актуальным. В настоящий момент, согласно действующему законодательству, досрочные пенсии льготникам заложены в 173 ФЗ «О трудовых пенсиях», и, в принципе, сейчас предусмотрены отдельные взносы на их формирование. Однако в целом это – отдельный вид пенсий, который должен иметь отдельное финансирование, а не распределяться среди всех страхователей. Иными словами, финансировать досрочные пенсии должны именно те работодатели, рабочие места которых относятся по классификации к льготным рабочим местам – то есть это 1-ый и 2-ой списки льготников и все приравненные к ним списки.
Если работодатель не хочет производить такие дополнительные отчисления, то у него остаётся возможность улучшить условия труда (естественно, что такая возможность есть не всегда), с целью вывести указанные рабочие места из-под этих списков. Главное, что и в одном, и в другом случае ответственность в первую очередь ложится на работодателя, а не на государство. Поэтому я полностью поддерживаю предложение Минтруда. Работодатель, который предоставляет «вредные» рабочие места – опасные для жизни, здоровья, – и должен компенсировать те риски для работников, которые эти рабочие места для них создают – это логично.
Кроме того, я считаю, что внедрение данной концепции послужит развитию пенсионной системы, потому что досрочными пенсиями станут заниматься в том числе негосударственные пенсионные фонды, что положительно отразится на рынке пенсионных накоплений».