Но если на ваш бизнес все-таки нашелся покупатель, то не сомневайтесь в выгодности сделки, ведь работающий бизнес приносит вам прибыль постепенно, частями, в течение длительного времени, а при его продаже вы получаете сразу все свои деньги. Так что, если нашли покупателя – не раздумывайте, чтобы не упустить время, ведь выгодная конъюнктура может измениться в любой момент. А у вас уже есть опыт, воспользовавшись которым, вы создадите себе еще точно такой же бизнес, или даже лучше, ведь вы учтете все предыдущие ошибки.
Самое лучшее время, когда выгодна продажа бизнеса – это момент, когда он уже наиболее раскручен и на рынке сложились положительные условия для его дальнейшего развития, то есть покупатель должен видеть перспективу.
На что обратить внимание при создании бизнеса на продажу
Если вы единоличный хозяин бизнеса, который вы хотите продать, то здесь все просто. Но если же у вас есть компаньоны, то все свои договоренности вы должны изложить в договоре со своими партнерами, указав конкретную долю каждого из них. Это будет ваше джентльменское соглашение, т.е. внутренний документ, но он поможет вам в дальнейшем избежать возможных неприятностей в отношениях с партнерами.
Перед продажей постарайтесь очистить и приукрасить баланс. Позаботьтесь о том, чтобы все бухгалтерские операции были отражены правильно, не создавайте большую кредиторскую и дебиторскую задолженность, проведите сверки по задолженности. Покажите как можно большую прибыль, а затраты – наоборот, как можно ниже. Перед сделкой постарайтесь не брать кредиты в банках. Хорошо, если накануне продажи вас проверит аудит и подтвердит вашу финансовую отчетность. Также вес продаваемого бизнеса повысит маркетинговый обзор вашей компании (описание производимых товаров, их конкурентоспособность, выгодное отличие от аналогичных товаров, производимых на рынке, долю рынка ваших товаров, обзор конкурентов и потребителей и др.).
Как только о продаже вашего бизнеса узнают, готовьтесь стать центром всеобщего внимания. Возможно, вы столкнетесь с недобрыми откликами в прессе и в интернете со стороны якобы ваших клиентов, кознями конкурентов; могут последовать проверки различных контролирующих органов.
Как определить стоимость бизнеса
Цена вашего бизнеса будет диктоваться условиями рынка, и она может существенно отличаться от суммы первоначально вложенных денег. При продаже важное значение будет иметь не только стоимостной критерий вашего бизнеса как такового (стоимость основных фондов и оборотных средств и т.д.), но и репутация вашего бизнеса, а также ваш личный авторитет как предпринимателя, бизнесмена. Чем выше ваш авторитет, тем дороже будет стоить ваш бизнес. Иногда к моменту торгов цена может упасть даже ниже, чем первоначальные вложения, если, например, перед продажей кто-то спровоцирует скандал по поводу качества ваших товаров не в вашу пользу.
И все же главный критерий при продаже вашего бизнеса – его прибыльность, ведь в конечном итоге целью любого бизнеса является получение прибыли.
Где и как искать покупателя
Если вы сами плохо ориентируетесь на рынке бизнеса, то самостоятельно вы вряд ли сможете выгодно его продать, если вообще сможете найти покупателя. Чтобы не продешевить, лучше обратиться к специалистам по продаже бизнеса, которые смогут дать правильную оценку вашего бизнеса, найти покупателя и обосновать им предложенную цену. Конечно, вам придется заплатить комиссионные от сделки, но дело того стоит.