Где-то кони пляшут в такт, медленно и плавно…

Сегодня цирковой музей празднует свой 85-й день рождения. Побываем же и мы в святая святых всеми горячо любимого цирка – музее, основанном Василием Андреевым в 1928 году.

Чего только нет в собрании цирковых раритетов! Здесь старинные афиши и фотографии соседствуют со всеми узнаваемым реквизитом. Вот кепка Олега Попова в шахматную клетку была разрисована солнечным клоуном вручную, а вот фетровая шляпа и тросточка знаменитого Михаила Румянцева – Карандаша, долгие годы выступавшего здесь с собачкой Кляксой.

Вообще клоунский реквизит – излюбленные экспонаты, перед которыми испытываешь благоговение – ковёрный Борис Вяткин, выступавший здесь с собачкой Манюней, Леонид Енгибаров, Юрий Никулин – вот только некоторые великие артисты, оставившие свой след в экспозиции музея.

Вот чудесные кубики КИО, из которых когда-то, как по волшебству появлялись изумительной красоты ассистентки, а вот фарфоровые и бронзовые изображения зверей, выступавших когда-то на манеже под руководством знаменитых Филатова, династии Запашных, Степана Саакаяна и Маргариты Назаровой.

Особый пиетет испытывают посетители, которые видят портрет самого Гаэтано Чинизелли, основателя и первого директора первого в России стационарного цирка. Бывший укротитель лошадей получил высочайшее разрешение на строительство цирка 138 лет тому назад, если бы не было музея, его потрет можно было бы отыскать лишь в пыли энциклопедий.

Уважение и благодарность вызывают фотографии основателя и первого директора музея Василия Андреева, подарившего любимому цирку коллекцию афиш и фотографий, прослеживающих его историю со времени создания. Бывший дворянин был репрессирован в 1935 году по ложному обвинению в антисоветском заговоре, хотя на деле всего лишь преподавал фехтование в ряде ленинградских театров.

Особый раздел посвящён цирковым артистам, участвовавшим в Великой отечественной войне – здесь фотографии фронтовых бригад, медали и ордена ветеранов цирка, фотографии артистов, не вернувшихся с полей брани и погибших в голодном и холодном блокадном городе, и, конечно же, лошади, которых пришлось отдать на хозяйственные работы. Бедным животным, не знавшим подков, и привыкшим к круговому движению по 13-метровой арене, приходилось не сладко, они так и не смогли стать полноценной движущей силой кавалерии и гужевым транспортом.

Цирк жил и развивался вместе со страной – здесь проходили конференции, съезды, репрессивные партсобрания, репризы цирка были всегда на злобу дня. Музей хранит память обо всех временах, выпавших на долю петербургского цирка.

Он и сегодня впитывает все тенденции нынешнего времени, и, празднуя 85-летний юбилей, мы можем быть уверены, что через полтора десятилетия, когда музею стукнет сто лет, сегодняшние афиши, артефакты и реквизит займут достойное место в экспозиции этого маленького, но чрезвычайно ёмкого помещения за кулисами цирка на Фонтанке.

Вернуться назад