Международная научная конференция «Ювелирное искусство XIX — начала ХХ века»

20–22 сентября 2018 года в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге прошла Международная научная конференция «Ювелирное искусство XIX — начала ХХ века». В конференции приняли участие специалисты из России, Германии, Австрии, Нидерландов, Испании, Дании и США.

Обладая одним из крупнейших мировых собраний русского ювелирного искусства XIX — начала ХХ века, Музей Фаберже в Санкт-Петербурге считает своей задачей его всестороннее изучение в широком историко-культурном контексте и привлекает к участию в конференции специалистов по истории ювелирного дела, искусствоведов, научных сотрудников музеев и архивов, коллекционеров и ювелиров. В ходе юбилейной — пятой по счету — конференции Музея Фаберже обсуждались вопросы источниковедения истории ювелирного искусства XIX — начала ХХ века, иконография, стиль и технические аспекты ювелирных изделий, а также вопросы коллекционирования ювелирных изделий XIX— начала ХХ века.

Директор архива Мекленбург-Шверина и член Экспертного Совета Музея Фаберже в Санкт - Петербурге А. фон Солодков (Германия) выступил с докладом о традиции ювелирных альбомов в семье Романовых, показав редкие страницы с зарисовками ювелирных украшений, переходивших из поколения в поколения и, как следствие, из альбома в альбом.

Первый заместитель директора Музея Фаберже Михаил Владимирович Овчинников выявил взаимосвязи между русской открыткой и камнерезной серией Фаберже «Русские типы», профессор Уральского государственного архитектурно-художественного университета Елена Викторовна Борщ подчеркнула роль французской проектной гравюры в разработке дизайна изделий фирмы Фаберже, член-корреспондент Российской Академии Художеств Ирина Леонидовна Бусева-Давыдова рассказала о проблемах и перспективах изучения драгоценных окладов русских икон, а известные исследователи Галина Николаевна Корнева и Татьяна Николаевна Чебоксарова озвучили результаты своих многолетних архивных изысканий о последней хозяйке Шуваловского дворца на Фонтанке Бетси Шуваловой (1855–1938) и ее потрясающей коллекции драгоценностей, которая по тем временам оценивалась в 4 млн. руб.

Использование в ювелирных изделиях драгоценных камней стало темой сразу нескольких докладов. Вице-президент John Atzbach Antiques Карен Кеттеринг и ее коллега Дмитрий Гуревич (США) проанализировали символику рубина, сапфира, изумруда и жемчуга в украшении окладов икон, выполненных фирмой Фаберже, архивист фирмы Tiffany & Co. Аннамари Сандецки (США) показала украшения с редкими драгоценными камнями, которые обеспечили Tiffany & Co. успех на Всемирной выставке 1900 года, а зав. отделом декоративно-прикладного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств Людмила Алексеевна Будрина объяснила, почему драгоценный камень теплого зеленого цвета — демантоид — стал столь популярен у ювелиров эпохи модерна.

Хранители и научные сотрудники Национальной галереи Дании, Национального музея искусства Каталонии и Государственного музея Амстердама (Рейксмюсеум) рассказали о своих коллекциях ювелирных изделий, а Ана Эстрадес (США) затронула проблему реставрации и подделывания старинных ювелирных изделий мастерами XIX века. В докладах рассматривались как светские ювелирные изделия, украшенные монограммами (Елена Александровна Яровая, Дмитрий Юрьевич Кривошей) и зачастую использовавшиеся в качестве подарков (Валентин Васильевич Скурлов), так и религиозные предметы, многие из которых были выполнены в «византийском стиле» (Томас Степпан). Зам. директора по научной работе Калининградского музея янтаря Ирина Алексеевна Торопова представила исследователям янтарный портсигар фирмы Фаберже — одно из последних поступлений в собрание музея, а хранители Музея Фаберже в Санкт-Петербурге Алексей Александрович Помигалов и Карина Вадимовна Проничева оспорили существующую ныне атрибуцию чаши «Иван Калита» фирмы Фаберже, предложив новую атрибуцию — «Царь Берендей».

Вернуться назад