На киностудии «Ленфильм» при содействии германского института Гёте петербуржцы смогут увидеть шедевры немецкого кинематографа

Кинопроект «FILMOFORUM ТУР» откроется 29 марта, представив вниманию зрителей самые знаковые для страны фильмы, снятые на старейшей и самой известной в Германии "Студии Бабельсберг".

Бабельсберг всего на два года младше американского Голливуда, открывшегося в 1909 году, а первая студия под немецкой столицей появилась в 1911 году, когда свой офис сюда перенесла компания «Немецкий биоскоп», а первый фильм, снятый отцом-прародителем студии оператором Гвидо Зибером, был «Танец смерти» с незабвенной звездой немого кинематографа Астой Нильсен.

За столетие своего существования сотрудники «Бабельсберга» видели и взлёты и сокрушительные падения. В лучшие годы, когда студия называлась «УФА», её павильоны занимали великие Джозеф фон Штернберг и Фриц Ланг, после пришествия нацистов здесь монтировался «Триумф воли» Лени Рифеншталь, а в годы существования ГДР студия, получившая название «ДЕФА», стала главной кузницей кинофильмов Восточной Германии.

В начале 90-х, когда Германии было возвращено единство, в её павильоны пришли голливудские знаменитости Роман Полански, Квентин Тарантино и Джордж Клуни, а также Энди и Лана Вачовски, авторы культовой «Матрицы».

Итак, 29 марта в 19 часов будет показан «Пражский студент», снятый Хансом Хайнцем Эверсом в 1913 году. Это один из самых первых фильмов ужаса в истории мирового кино, работа оператора Гвидо Зибера представила леденящую душу историю главного героя и его двойника, исполненную Паулем Вегенером, ставшим впоследствии одним из основателей немецкого экспрессионизма.

Недавно фильм был отреставрирован реставраторами Мюнхенского Музея кино и Немецкой синематики. Премьерный показ восстановленной копии состоялся в Германии только в феврале на Берлинском кинофестивале, и вот теперь прямо из германской столицы фильм приехал в Петербург. Показ, который будет предварять вступительное слово специалиста по немому кино киноведа Андрея Андреева, будет проходить в сопровождении живой музыки: на нём, как и столетие назад, будет играть настоящий тапёр.

На следующий день, 30 марта программа будет продолжена показом киноленты «Берлин, Боксхагенер платц», снятый Матти Гешонненом, представляющий собой экранизацию одноимённого романа Торстена Шульца.

Трагикомедия, действие которой происходит в 1968 году в Восточном Берлине, повествует о семье, все жизни членов которой были перемолоты в горниле событий XX века, была представлена в программе Московского кинофестиваля, но так и не дошла до широкого экрана.

Майская программа будет показывать ленты, снятые на студии «УФА» в золотые годы: петербургский зритель увидит мрачный «Фауст» 1926 года Фридриха Вильгельма Мурнау по драме английского классика Кристофера Марло «Доктор Фауст» и трагедии Гёте. Роль Мефистофеля в этом фильме исполнял Эмиль Яннингс, звезда немого кино, фильм пройдёт также в сопровождении игры тапёра.

Мрачность «Фауста» развеет музыкальная комедия «Конгресс танцует», снятая в 1931 году Эриком Харелем – самая весёлая и беззаботная лента того времени.

В основе комедии лежит вымышленная история романа российского императора Александра I и юной продавщицы перчаток во время Венского конгресса 1815 года. Блистательные декорации, лёгкая музыка композитора Вернера Хейманна сделали картину одним из величайших немецких кинохитов 30-х годов, трудно даже представить себе, что уже через пару лет после выхода на экраны беззаботной ленты к власти придёт бесноватый фюрер, на долгие годы заставивший человечество забыть о нормально беззаботной человеческой жизни.

Тема третьей части кинопоказа – нонконформистские фильмы, снятые на студии «ДЕФА» в бывшей ГДР. Откроет цикл «След камней», снятая Франком Бейером в 1966 году. Производственная драма о любовном треугольнике между партийным секретарём, строительным рабочим и их юной пассией – девушкой-технологом была признана антисоциалистическим явлением и снята с проката уже на третий день. Широкая публика смогла ознакомиться с реабилитированным фильмом только в конце 1989 года.

Второй фильм, завершающий показ, называется «Последнее из ГДР». Это – сатирическая фантасмагория Йорга Фота, ставшая язвительной эпитафией стране, исчезнувшей с карты Европы.

Киногурманы смогут посмотреть все кинофильмы на языке оригинала с русскими субтитрами, причём на все кинопоказы будет открыт свободный доступ.

Вернуться назад