Поллианна продолжает учить радоваться

Юные зрители с учителями и родителями посещали в течение года ТЮЗовские спектакли, среди которых были «Датская история», «Денискины рассказы», «Летучкина любовь», «Парень из прошлого».

По традиции после просмотра актеры вышли к детям, чтобы ответить на вопросы, приоткрыть тайны рождения спектаклей, образов, рассказать, как учатся роли, готовится и подбирается реквизит, сколько времени уходит на репетиции.

Не сходящий со сцены ТЮЗа в течение 16 лет спектакль «Поллианна», как и прежде, собирает полные залы, многие дети очень любят это литературное произведение. 8-летняя Полина Перминова пришла сюда с мамой, и осталась в восторге от игры актеров, особенно выделив АделинуЛюбскую, исполнительницу роли Поллианны, и Бориса Ивушина, который, кстати, недавно ввелся на роль неразговорчивого Джона Пендлтона. Мама Полины добавила, что они с дочерью смотрят не первую «Поллианну» на театральных сценах, но эта версия им понравилась больше остальных.

Немного удивительно, что первый вопрос, который прозвучализ зала, был о том, сколько артисты получают? Безусловно, тема эта для любого актера актуальна и злободневна, но все-таки после столь доброго и душевного спектакля, в котором маленькая девочка Поллианна, оставшаяся сиротой, не только умеет радоваться жизни, но и учит многих людей вокруг получать радость от самых простых вещей, хотелось говорить о вещах духовных и прекрасных. Но и вторая реплика из зала заставила призадуматься, что же выносит сегодня новый зритель из театра? Ребенок просил рассказать, о чем спектакль, так как он ничего не понял.

- Наверное, дети все-таки несколько меняются, они становятся эмоционально суше, прагматичнее, возможно, меньше хотят анализировать, потому, думаю, такие спектакли, как «Поллианна», тем более сегодня нужны детям, подросткам, необходимо что-то вместе с ними проговаривать, давать им какие-то важные жизненные ориентиры, - поделился заслуженный артист России, актер ТЮЗа Сергей Шелгунов, исполнитель роли доктора Чилтона.

Надо отметить, что дети, в целом верно и точно реагируя на добрые или наоборот недобрые импульсы, порой не могут объяснить, что же их зацепило, какую идею они вынесли из спектакля? В финале они протянули вперед руки ладонями от себя – отвечая на жест героини спектакля, принимая этот знак доверия и дружбы. Но при этом многие условные театральные приемы восприняли с трудом. Почему персонажи, которых кто-то из юных зрителей, окрестил сектантами, ездят на инвалидных колясках? Что делает на сцене человек в черном? Зачем на сцене разбросаны оторванные ноги и руки кукол?

Есть инвалидность физическая, а есть духовная. Может, потому и фигурируют в спектакле эти инвалидные коляски? И ноги оторванные не случайно…Из-за аварии Поллианна перестала ходить, но зато ее болезнь проявила лучшие качества окружавших ее людей. Эти подсказки актеров заставили детей задуматься, вопросы последовали более серьезные.

Наверное, проблема все же не в том, что не все дети поняли театральный язык, главное, чтозадумались о серьезных вещах, начали задавать сами себе вопросы, на которые с течением времени обязательно найдут ответы. Но для этого и взрослые, которые приходят в театр с детьми, должны работать, думать, разговаривать с молодыми, уходить от собственной инфантильности.

Как и добрая девочка Поллианна, будем верить в лучшее и радоваться тому, что как всегда, на спектакле был полный зал, что детям не было скучно, что они принесли цветы, что долго не хотели отпускать артистов со сцены. И есть стойкое ощущение, что придут эти дети еще в театр не раз.

Елена Добрякова

Вернуться назад