В России могут ввести электронный юридический адрес для бизнеса

Он будет указываться при регистрации юрлиц вместо юридического и фактического оффлайновых адресов. Законопроект об идентификаторе Business ID подготовлен и будет внесен в Госдуму РФ в осеннюю сессию после обсуждения со всеми заинтересованными ведомствами, рассказал его автор, член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин. Смягчение требований к сведениям о регистрации компаний позволит многим отказаться от аренды ненужных помещений и перенаправить высвободившиеся в результате существенные средства на развитие бизнеса, согласны с Немкиным отраслевые эксперты.
Для генерирования такого электронного адреса юридических лиц и дальнейшего обмена юридически значимыми сообщениями законопроект предлагает использовать Цифровую платформу поддержки малого и среднего предпринимательства, создаваемую Министерством экономического развития РФ.
Business ID – универсальный ИТ-инструмент, который уже апробирован во многих странах. Так, например, в Гонконге корреспонденцию от государственных органов можно получать на зарегистрированный адрес электронной почты, который указан в официальных документах компании. Такой виртуальный адрес могут использовать как самостоятельные предприниматели, так и юридические лица.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ сейчас при регистрации юрлица требуется представить информацию о месте нахождения его постоянно действующего исполнительного органа. Этот адрес указывается в ЕГРЮЛ, на него направляются юридически значимые документы и сообщения для компании. Но на практике такой подход создает серьезные трудности для бизнеса, особенно в ИТ-индустрии, а также для предприятий малого и среднего предпринимательства, у которых в большинстве случаев нет свой недвижимости.
«Необходимость иметь такой адрес при регистрации юрлиц приводит к дополнительным расходам на аренду помещений. Но, во-первых, у многих компаний нет не то, что помещений, но даже необходимости в них, - многие ИТ-компании работают удаленно и не испытывают никакой потребности выводить своих сотрудников в офис. В условиях пандемии COVID-19 многие предприятия малого и среднего бизнеса также перешли на режим полной удаленной занятости и планируют сохранять его и дальше. Кроме того, далеко не каждый арендодатель согласен, чтобы его помещения указывали в качестве официального адреса компании», - отметил Антон Немкин.
При этом Немкин подчеркивает, что законопроект предоставляет субъектам предпринимательской деятельности право выбора канала получения юридически значимых сообщений – по адресу электронной почты или по юридическому адресу с отражением результата выбора в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и реестре МСП.
По мнению экспертов, наличие или отсутствие офиса в собственности компании сегодня не является показателем реальности ее существования или критерием оценки финансового положения, так как даже при наличии значительного количества активов, проектов и сотрудников совещания можно проводить дистанционно, документы - подписывать цифровой подписью, а оффлайновые встречи с партнерами и клиентами - проводить на нейтральной территории.
По результатам исследования Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), проведенного совместно с дочерней компанией Сбербанка АО «Деловая среда», 62% представителей микро- и малого бизнеса поддерживают инициативу об отмене обязательного указания юридического адреса при регистрации компании. При этом больше трети в качестве альтернативы предложили пользоваться кабинетом налогоплательщика на сайте ФНС или данными открытых счетов в банке. У 82% таких предприятий сегодня есть действующий физический офис, и в 73% случаев юридический и фактический адрес местонахождения совпадают, при этом у 27% респондентов юридический адрес носит номинальный характер и не совпадает с фактическим. Каждый пятый предприниматель отметил, что работает дистанционно, поэтому физического офиса у организации нет. Более половины предпринимателей считают, что обязанность получения юридического адреса создает «серый» рынок по их продаже.
Введение Цифровой платформы необходимо рассматривать во взаимосвязи с развитием инфраструктуры электронного правительства, куда входят Единая система идентификации и аутентификации, Единый портал государственных и муниципальных услуг и Система межведомственного электронного взаимодействия. Для технической реализации введения Цифровой платформы потребуется создание ИТ-инфраструктуры, включая средства телекоммуникаций и системы обеспечения кибербезопасности, а также разработка прикладного программного обеспечения и поддержка пользователей.
Поэтому законопроект нужно будет проработать с Минцифры России, а также представить на рассмотрение правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
Для введения Business ID понадобится внести изменения в федеральные законы и другие нормативно-правовые акты, в том числе чтобы добавить к обязанностям госорганов организацию обмена с представителями бизнеса юридически значимыми сообщениями по адресу электронной почты, сформированному на Цифровой платформе. В целом реализация законопроекта потребует коррекции более 40 нормативных правовых актов, включая Гражданский и Налоговый кодексы, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.

Вернуться назад