Ковка в архитектуре Москвы и Санкт-Петербурга

    «Смутное время», по мнению многих исследователей, прослеживается в кованом искусстве Москвы конце 19 начала 20 веков. Ворота, которые встречаются во 2-м Обыденском переулке, характеризуются арочным проемом, выполненным в едином стиле, но при этом в них отражается поиск ритмического рисунка вертикальных стержней и других деталей. Арочный проем разделен на 2 неравномерные части при помощи широкого пояса с узорами. Верхняя часть проема неподвижна, нижняя – это створки ворот. Разделение данных частей в определенных пропорциях происходит в противоположном направлении. Сюда включается свободное начало пространства над основной конструкцией в виде уникального «пояска». В изделии нет точного ритма, характерного для модерна, при этом некоторые итоги долголетнего поиска впоследствии выльются в стройный ритмичный стиль кованых оград и других замечательных творений.

     Рассматриваемый период в целом отличается внезапным «рывком» модернистского направления, который в буквальном смысле «врывается» и повсеместно распространяется в изделиях. Причем подобная тенденция характерна не, только для нашей страны, но и многих стран Западной Европы. В России модернизм прослеживается по большей части в творениях Московской архитектуры и ковки. Его стилистику отражают <!--noindex-->решетки на окна<!--/noindex-->, кованые ворота и другие изделия. Относительно, Санкт-Петербурга, хочется отметить, что он к тому времени был застроен уникальными архитектурными и коваными сооружениями в стилистиках барокко и классики. Санкт-Петербург в меньшей степени находился под влиянием новых веяний, мышлений и идей. Петербургские мастера посчитали врывающийся в данную эпоху стиль слишком неопределенным, однако стилистика произведений архитектуры и художественной ковки этого города была отмечена весьма развитым консерватизмом. Как отмечала, советская художника Ватолина в конце 19 столетия: «В оскудевающую патриархальную столичную тишину, грубо врывается фабричный дух, бороздя ее посевы новомодной культурной традицией и утверждая себя новым стилем». В столице в этот период открывается Библиотека им. Румянцева, новый Музей истории, картинная галерея, созданные братьями Третьяковыми. На  улицах города появляются трамваи, открываются электростанции, вокзалы (Курский, Ярославский и Казанский). Строятся новая мануфактура «Прохоровская», парфюмерия «Ролленко», а также четырехкорпусная фабрика и другие сооружения.

Вернуться назад