Артемий Веселов: не останавливаться в поиске и развитии

Артист ТЮЗа им. А.А. Брянцева Артемий Веселов лучится светом, когда выходит на сцену: его обаяние простирается как на детей, так и на взрослых. Фамилия артиста накладывает отпечаток на мировосприятие жизни. Но все не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Артист окончил курс А.Д. Андреева и работает в ТЮЗе уже 25 лет. Он начал играть в спектаклях театра, будучи студентом, а потом плавно влился в труппу. Андреевцы, среди которых и Борис Ивушин, и Василина Стрельникова, и Алексей Титков, - оплот труппы ТЮЗа. Артемий Веселов сыграл более 30 ролей, которые оставили огромный отпечаток в душе зрителей и помогли артисту отточить мастерство.

Артемий Веселов - находка для ТЮЗа и радость для юного зрителя. Он может увлечь ребенка своим прекрасным юмором и научить его слушать и слышать. Например, в спектакле «Чудеса в Моми-доме» Артемий Веселов играет папу, весьма комичного персонажа, который безгранично любит своих детей. Трюк со стаканами, которые он делает со своим сыном, вызывает смех и радостный отклик в зрительном зале. Но артист не идет в угоду публики и раскрывает образ и с другой стороны. Персонаж пишет мемуары, в которых рассказывает о прожитой жизни. Он анализирует действительность и хочет передать своему потомству знание о ней – и это определяет зерно личности персонажа.

Образ отца – одна из самых характерных ролей артиста. Он играет главу семейств в спектаклях: «Повесть о господине Зоммере», «Вино из одуванчиков, или Замри», «Чудеса в Моми-доме» и «Зима, когда я вырос». Умение жить ради других и отдавать, надежность и крепость характера оказываются одним из опорных пунктов личности артиста.

В этом сезоне Артемий Веселов сыграл в двух премьерных спектаклях театра: «Кентервильском привидении» по Оскару Уайльду и «Зиме, когда я вырос» по Петеру ван Гестелу. В мюзикле «Кентервильское привидение» артист играет лорда Кентервиля, находящегося в фантасмагоричном пространстве, напоминающем сумасшедший дом. Лорд Кентервиль в окружении каких-то странных существ висит в белом коконе, словно эта защитная скорлупа поможет ему спастись от посещений привидения. Артист чудесно исполняет исповедь лорда Кентервиля, раскрывая свой музыкальный диапазон. В конце спектакля артист преображается: в здравом уме, пыша энтузиазмом и добротой, он с благодарностью вручает Вирджинии шкатулку с драгоценностями, радуясь тому, что теперь можно жить спокойно. Артемий Веселов играет человека, с которого спадают злые чары и он возвращается в счастливое состояние открытости миру.

В спектакле «Зима, когда я вырос» артисту препоручена роль отца главного героя, мальчика Томаса. Он - писатель, пытающийся высказать на бумаге всю боль переживаний, которую он испытывает из-за трагической потери жены. Персонаж Артемия Веселова неизменно грустит и замыкается в себе, но заставляет себя шутить, когда хочется плакать. Так, в сцене прощания с сыном он играет в их любимую игру - рифмы, пытаясь сохранить тесный душевный контакт, который есть с сыном. Артист рождает образ большого ребенка, непосредственную и талантливую личность, отрицающую всяческие нормы.

Еще двумя знаковыми работами являются роли в премьерных спектаклях прошлых сезонов. В «Маленьких трагедиях» по А.С. Пушкину Артемий Веселов играет пронырливого, в меру трусливого слугу Дон Гуана Лепорелло, который слегка устал от похождений своего господина, но в то же время искренне предан ему. Образ исполнительного слуги-ворчуна, удается сыграть Артемию Веселову благодаря душевной искренности и многогранности актерского темперамента. Поэтический мистицизм спектакля проникает в характер Лепорелло, делая того суеверным. Лепорелло замечает перемены, произошедшие с Дон Гуаном после встречи с Доной Анной, - он тонко чувствует своего господина. Актерский дуэт «слуга-хозяин» выстроен филигранно: артисты хорошо существуют в диалоге, наполняя текст Пушкина современным содержанием.

В спектакле «Носороги» по Э. Ионеско Артемий Веселов играет главную роль –томящегося от собственной несостоятельности Беранже. Артист самозабвенно работает по законам театра абсурда (как это было в спектакле «Титий Безупречный»), находясь на грани с острым психологизмом. Его Беранже становится единственным, кто не поддается искушению жить в стаде и не пугается одиночества. Герой Артемия Веселова выходит за рамки стереотипов, которые ему пытаются навязать окружающие «носороги», и этого же удается добиться самому артисту, умело находящему ключ к каждой роли и не останавливающему в поиске и развитии.

Уникальность дарования Артемия Веселова заключается в его заразительности и умении быть интересным в любой роли. В какой-то мере это можно назвать универсальностью: такие типажи встречаются крайне редко. Баланс на грани фарса и глубокого психологического осмысления действительности, умение смеяться и одновременно горько переживать, вера в будущее и трагическое понимание того, насколько оно не безоблачно, любовь, пересекающаяся со страхом потери – все эти крайне противоречивые ощущения с виртуозностью рождаются в душе артиста, не устающего открывать новое в себе и мире.

Елизавета Ронгинская

Вернуться назад