Особенности проведения технического обслуживания оборудования на производстве

На любом предприятии России, да и бывших стран СССР, требуется составлять график технического обслуживания и ремонта технологического оборудования (ТО и Р). Эта система была разработана и внедрена в период Отечественной войны 1941-1945 годов. С тех пор во всех учебных заведениях технического направления преподается необходимость проведения данного мероприятия в производстве. Вместе с этим не проводится сравнительный анализ режимов работы и условий в те времена и теперь. Ответственность за разработку графиков ТО и ППР (планово-предупредительных ремонтов) возлагается на отдел главного механика по части механизации и на отдел главного энергетика по части электроснабжения, отопления, системы вентиляции и кондиционирования. График составляется на общем формате в таблице для каждой единицы оборудования, где указывается период проведения ТО и плановых ремонтов.

Актуальность этой системы наиболее приемлема для производств с непрерывным циклом работы оборудования и постоянной загруженностью производства. В основном к таким предприятиям относятся:

- сталелитейные;

- оборонные;

- пищевые.

Оборудование на указанных производствах задействовано на 100 % при нормальном цикле работы. Именно в таких условиях рационально и необходимо разрабатывать, соблюдать сроки и проводить ТО, которое предупреждает внеплановый ремонт. Он крайне негативно влияет на работу производства в целом. При ТО проводится специализированный технический осмотр оборудования, их составляющих частей, деталей и узлов. Производится их обслуживание в соответствии с техническим регламентом, указанным в паспорте на данный вид оборудования.

ТО и ремонт на таких предприятиях проводится в установленные графиком сроки. При составлении самого графика по умолчанию считается режим работы оборудования непрерывным. В руководствах по эксплуатации оборудования четко указываются сроки работы тех или иных частей и узлов оборудования. По прошествии этих сроков данные детали или расходные материалы должны быть заменены.

На предприятиях же, где загрузка незначительная, возникают простои или перерывы в работе оборудования, составление графика ТО крайне затруднительно, так как должен быть выдержан конкретный установленный интервал времени. Учесть время работы и простоя оборудования вряд ли удастся, так как ответственное за ТО и ремонт лицо не сможет проконтролировать время работы всего парка станков. Возможно проведение ТО в соответствии с регламентом, только если предприятие имеет незначительный парк производственного оборудования (до 10 – 12 единиц), чтобы вести учет времени работы каждого станка. Тем не менее на практике руководство требует составление графиков ТО, невзирая на невозможность его соблюдения. Этим нарушается нормальный режим работы лица или целого отдела ответственного за разработку графиков ТО. Получается, что люди затрачивают усилия, которые на самом деле не несут дальнейшего развития. Итогом является напрасный труд и потраченное зря время. ТО же в таких случаях проводится внепланово, по приблизительным расчетам и по факту поломки оборудования. Но, тем не менее, в данной ситуации это наиболее рациональный путь.

Из всего сказанного можно сделать вывод: разработка графиков ТО оправдывает себя, когда оборудования работает непрерывно и планомерно. При этом имеется план реальной загрузки оборудования как минимум на год. Если же оборудования работает с различным интервалом и перерывами в работе, ТО и ремонт целесообразно проводить по факту поломки.

Вернуться назад